Главная / Новости / Встреча Богословско-философского клуба Эйдос, посвященная теме Родительства

27 октября 2025

21 октября состоялась очередная встреча участников Богословско-философского клуба Эйдос, посвящённого праздничным датам «День матери» (14 октября) «День отца» (21 октября)

Основными вопросами, которые были рассмотрены, относились к сфере родительства:

а) родительство (отцовство и материнство) как наиважнейшая «профессия» / мета-профессия для родителей (духовно-нравственный контекст); были рассмотрены вопросы Что?, Как? и Почему? (Зачем?), которые были интерпретированы в терминах современного компетентностного подхода;

б) родительская компетентность как уровень (или потенциал) родительства, способности и готовность того или иного человека проявлять себя в родительстве, уровень «профессионализма» родителей, их способность и готовность самостоятельно обеспечивать выполнение родительских обязанностей, отстаивать свои права, а также адекватно оценивать результаты своего родительства. 

Причины кризиса семьи: а) экономические (в т. ч. бытовые), б) психологические (неуважение, обиды и ссоры из-за несовместимости характеров, насилие (физическое, психологическое), игровая и др. виды зависимостей, проблемы в отношениях (недостаток общения, ревность, измены) и многие др.); в) социальные (неполные и малодетные семьи, снижение рождаемости, кризис воспитания, буллинг, размывание традиционных ролей М и Ж.).

В целом, многие проблемы родительства обусловлены тем, что родители не умеют / не могут исполнять свои супружеские и родительские роли, обязанности, нести ответственность за свои семьи. Многие функции семьи не исполняются на практике либо подвержены разного рода деструктивным, «продвигается» упрощенное (даже намеренно искаженное) понимание родительского статуса.

Семья как драйвер социально-экономического, культурно-исторического развития обществ, народов, стран во многом предопределяет состояние и развитие общества. Такой взгляд на семью, на родительство позволяет увидеть главную причину кризиса: размывание (даже утрата) родителями своего истинного призвания, предназначения, миссии в семье и обществе. Кризис родительства – в недооценке роли семейного воспитания, в утрате понимания родителями своего места и своих ролей в семье и обществе, в том, что родительское поведение не соответствует традиционным нормам христианской нравственности, духовно-нравственным ориентирам, потерянности духа родительства (ответственного, зрелого, богоугодного). Незнание ценностно-мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых, деятельностных (поведенческих) и иных ориентиров, методов, средств педагогического воздействия на своих детей, неспособность оценки перспектив развития и т. п. лишают родителей тех возможностей, которые вели бы их к реализации подлинного родительства. Это обусловлено во многом с колоссальнвми социальными вызовами современной жизни (бурное развитие технологий в рыночной экономике, цифровая трансформация жизни, социальные тренды, формирующие деструктивные стереотипы: консъюмеризм, нарциссизм, гедонизм и пр.).

Рассмотрены такие понятия как родительская любовь, основные вехи родительства (участие, постоянство, осведомленность, забота, вовлеченность, ответственность и др.)., типы (стили) родительского поведения (отдельная тема).

Преодоление кризиса семьи, кризиса родительста возможно прежде всего через восстановление духовно-нравственных приоритетов в жизни семьи, возвращении родительства в семьи, что достигается каждодневным трудом родителей в своей семье во взаимодействии со священнослужителями, в учителями, со специалистами социальных служб.

Родительская компетентность: а) когнитивная составляющая (знания о себе как родителе и знания о супруге и детях (педагогические, психологические и др., например, закономерности развития детей, их потребности в каждом возрасте и пр.) умения и навыки исполнения родительских функций и др.); б) эмоциональная составляющая (оценочные отношения к детям, к себе и супругу, исполнение родительских и детских ролей в кругу семьи, культивирование любви в семье); в) поведенческая составляющая (воспитание и развитие детей в благоприятной психолого-педагогической среде, а также формирование семейной культуры, формирование системы жизненных ценностей). 

Родительские компетенции как интегративные качества личности родителя, включающие когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоциональный и поведенческий компоненты, которые имеют обеспечивающую, воспитательную, развивающую направленность, чтобы полноценно реализовывать свои функции (роли) в каждодневной жизни семьи. Родительские компетенции характеризуют полноту способностей и возможностей родителя, характеризуют объективированную форму «компетентности родителя», т. е. а) как степень его подготовленности к выполнению функций родительства и б) как степень соответствия родителя его подлинному статусу (образу), подразумевая уровень его подготовленности, его способности и степень готовности к родительству (к тому, чтобы быть родителем в своей семье). Понятие «родительская компетенция» относится к родителю как целостное (интегративное) качество, которое подобно профессиональным квалификационным требованиям к специалисту в той или иной профессии. 

Компетентностный подход позволяют рассматривать компетенции как фактор (маркер) защищённости, благополучия семей в контексте обеспечения зрелости общества. Это позволяет выработать целостный взгляд на семью, её уникальность и особый статус в обществе («малая Церковь» и «последняя крепость»), чтобы способствовать укреплению духовно-нравственной безопасности семьи и общества в современном мире.

После презентации основных положений обозначенной темы заседание Клуба перешло в формат живой дискуссии, которая включала ряд вопросов и активное обсуждение жизненных примеров из уст многих участников встречи, которые стремились поделиться собственным опытом, что углубило понимание ряда обсуждавшихся вопросов.

Докладчик, имеющй опыт многодетного отца, инициатор и руководитель духовно-просветительского проекта «Школа «ОТЦОВСТВО» / «РОДИТЕЛЬСТВО» (с 2005 г.), а также 30-летний опыт преподавания в университетах г. Минска, отметил в качестве выводов, в частности, что духовно-нравственная составляющая в контексте родительской компетентности была и остаётся приоритетной на пути укрепления социального института родительства, что позволяет достойно преодолевать жизненные проблемы в жизни современных семей. Проведенное заседание Клуба (в «День отца» в Беларуси) может послужить своеобразным призывом и привлечь внимание всех зиинтересованных сторон, прежде всего отцов, на необходимость осознания и принятия своей ответственности за выживание, обеспечение и благополучие семей, за всё, что делает (должен делать) отец в кругу своей семьи. Быть родителем (отцом, матерью) в семье – это не только обязанности (с неизбежными трудностями, усталостью, болезнями и пр.), но это мощная сила, которая раскрывает в родителях их идентичность, субъектность, проявляет дары и таланты, наполняет жизнь чувствами, мыслями и делами, тем самым реализует предназначение / миссию родительства в семье и обществе. 

Контакты

Адрес: проспект Независимости, 24, 220030, г. Минск

Режим работы: пн-пт 9.00—18.00

Приемная: +375 17 3796433

theology@bsu.by

Отдел по воспитательной работе с молодежью:
+375 17 379-63-67

Учебно-методический отдел
+375 17 378-61-23

Кафедра Библеистики и христианского вероучения
+375 17 322-62-66

Кафедра Религиоведения
+375 17 378-60-83

Кафедра богословия
+375 17 379-25-55

Государственное учреждение образования "Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла" Белорусского государственного университета

Сферами профессиональной деятельности специалиста по специальности «Теология» являются: образование, наука, культура, государственное управление, деятельность общественных и религиозных организаций (объединений).

Узнай больше о поступлении

Техническое

Карта сайта

Политика об обработке персональных данных

Политика об обработке cookies

Свидетельство о гос.регистрации информационного ресурса №1142440862 от 12 декабря 2024.

Наш сайт использует файлы cookie для корректной работы. Нажав «Согласен», вы даете согласие на обработку файлов cookie в соответствии с политикой обработки файлов cookie).
Согласен | Не согласен